25.02.2011 | Служба новостей Росфирм

Что не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака

Наличие острой конкуренции и связанные с этим трудности в реализации товаров являются причиной повышенного интереса предпринимателей к товарному знаку как инструменту продвижения товара или услуги. Данный интерес выражается в огромном количестве заявок на регистрацию и в то же время значительном количестве отказов по причинам недостаточного знания разработчиками правил регистрации.
Итак, каким же НЕ должен быть товарный знак?
Попробуем рассказать об этом поподробнее. Основания для отказа приведены в ст. 1483 ГК РФ. В первую очередь, следует сказать о том, что нельзя зарегистрировать логотип, если он не обладает достаточной различительной способностью.
Он не может состоять исключительно из элементов, которые являются общим употреблением для товара данного вида (например, логотип, состоящий из единственного слова «ксерокс» для копировальной техники) или входят в число общепринятых. Будет отказана регистрация товарного знака, если он характеризует свойства товара (цена, назначение, время производства, сбыта, количество и т. д.) или выполнен в виде формы товаров, которая определяется их свойством.
Всё указанное выше может быть включено в товарный знак в качестве неосновного элемента и не охраняется законом, то есть может быть использовано и другими разработчиками.
Нельзя использовать элементы, которые являются ложными или могут ввести в заблуждение покупателей относительно назначения товара или компании-производителя, а также противоречащие нормам гуманности и морали.
Естественно, что регистрация товарного знака невозможна, если имеется высокое сходство с другими товарными знаками, защищёнными законами РФ и международными договорами. Причём это касается и тех товарных знаков, которые не зарегистрированы, но находятся на рассмотрении, если заявка была подана раньше вашей и, соответственно, имеет приоритет. Впрочем, если у вас будет разрешение владельца зарегистрированного ранее товарного знака, сходного с вашим до степени смешения, то ваш логотип будет официально зарегистрирован.
Все указанные выше правила дают достаточно широкий простор для толкования. Поэтому разработчикам товарного знака, чтобы избежать отказа и связанных с этим материальных и временных затрат, желательно обратиться за помощью к специалистам, профессионально занимающимся регистрацией товарных знаков, знающим все нюансы законодательства и особенности толкования тех или иных положений закона.

Материал подготовлен КЦ "ПЕРСПЕКТИВА"