20.03.2024 | Служба новостей Росфирм

Количество редких и необычных профессий в современном мире настолько велико, что только одно их перечисление займет без малого несколько десятков страниц. Одной из таких профессий, о которой мы хотим сегодня с вами поговорить, является профессия специалиста по восстановлению старых самолетов. В настоящее время экспертов такого рода можно буквально пересчитать по пальцам, но, к счастью, встретиться с одним из них нам все-таки удалось. Итак, встречайте, герой нашего сегодняшнего рассказа – талантливый инженер и просто интересный человек Олег Лейко.

Карьеру реставратора мой собеседник начал строить в далеких 90-х годах. За время своей работы Олег сумел привести в порядок несколько самолетов, самыми известными из которых стали легкий бомбардировщик По-2 и истребитель Як-3. Но главной целью жизни Лейко как специалиста по восстановлению воздушных машин стала реставрация уникального истребителя И-16, являющегося настоящим «героем неба» времен ВОВ.

– В народе И-16 ласково называют «ишачок» – рассказывает Олег. Тогда, в конце 30-х годов этот самолет был самым тиражируемым и его просто обожали советские летчики. Кстати, если верить словам чемпиона по самолетному спорту Валерию Безрученко, то в 1933 году выпуск первого опытного экземпляра И-16 произвел настоящий фурор в авиастроении, так как крылатых боевых машин подобного класса тогда еще никто никогда не видел. Истребитель мог набирать просто сумасшедшую скорость и разгоняться до 400 км/ч, в то время как его «коллеги по цеху» еле-еле выжимали из себя 300-350 км.

Генеральным конструктором и автором идеи создания истребителя был Николай Поликарпов, посчитавший, что новый боевой самолет должен включать в себя все самые последние технические достижения из области авиастроения. В итоге, первый рабочий прототип получился очень удачным, хотя многие летчики и сетовали на сложность работы с ним. Тем не менее, все проблемы вскоре были решены, и И-16 быстро завоевал почет и уважение у пилотов, что и подтолкнуло оборонную промышленность к началу его серийного выпуска. Уже к началу 40-х в армии Советского Союза на вооружении состояли тысячи таких истребителей, некоторые из которых пролетали вплоть до Дня Победы. К сожалению, очень много машин было выведено из строя во время сражений в европейской части, поэтому сегодня встретить такой самолет в небе настолько же маловероятно, как найти в российском музее Мону Лизу да Винчи.


А в наше время есть шанс своими глазами увидеть этот истребитель?

– Буквально на днях, мы с Валерием Безрученко как раз обсуждали эту тему. Понимаете, дело в том, что в общей сложности было выпущено около 10 000 единиц И-16, из которых до наших дней «дожило» всего несколько экземпляров. Я точно знаю, что один из них находится в музее Чкалова в Нижегородской области, а второй – в Питере в Военно-морском музее. Третий самолет нашел свое пристанище в Финляндии, где он хранится в качестве учебного истребителя. Кстати, поговаривают, что макет воздушной машины, возможной содержащий оригинальные узлы И-16, есть еще в Китае. Ну, и как мы выяснили в рамках совместного с Валерием Безрученко исследования, такой истребитель можно встретить в авиационном музее в Монине и в частных коллекциях за рубежом. В последнем случае, как вы понимаете, самолеты вам вряд ли кто покажет.

– И все же – почему И-16? Что побудило вас начать реставрировать именно этот самолет, а не какой-то другой?


– Не поверите, но до 1990 года у меня и в мыслях не было начать работу по восстановлению этого истребителя – я просто выполнял работу над испытаниями самолетов военно-транспортного и пассажирского назначения. Но время шло, и я постепенно начал понимать, что интерес к гражданской авиации в Росси сходит на нет, тем более, что на подходе уже были всякие иностранные «боинги». Вот тогда-то я и решил основать первый в РФ независимый посвященный проблемам авиации журнал. На первых порах меня сильно поддержал мой хороший товарищ Валерий Безрученко, за что ему огромное спасибо.

После основания журнала и выхода нескольких его номеров, мы начали получить большое количество читательских писем от ярых фанатов авиации, в которых нередко встречалась очень ценная информация по типу «нашли останки сбитого самолета, думаем вам будет интересно». На такие письма мы старались откликаться сразу. Так, в 1994 году я первый раз отправился в дальнюю дорогу, чтобы лично взглянуть на неопознанные части самолета. И кто бы мог подумать, что это окажется именно И-16! Затем со мной и моими коллегами связался представителей официальных структур, который предложил нам сделать несколько макетов военных самолетов времен ВОВ, чтобы их потом можно было выставить на всеобщее обозрение в музее на Поклонной горе. Разумеется, мы с радостью согласились. И вторым макетом, над которым тогда велась работа, как раз и был «ишачок». Вместе с Валерием Безрученко и еще рядом приглашенных экспертов удалось найти чертежи истребителя и перевезти останки истребителя на место реставрации. Как итог, все получилось достаточно удачно и сегодня вы можете лично полюбоваться полностью восстановленным И-16, посетив экспозицию на Поклонной.

Я так понимаю, что самолет сейчас не на лету?

– Сейчас самолет представляет собой обычный макет, целью создания которого было показать посетителям музея, как выглядела уникальная боевая машина И-16 во времена ВОВ. На сегодняшний день в РФ есть только один-единственный отреставрированный и способный летать «ишачок». Но в воздух истребитель пока не поднимается – в 2011 году он потерпел аварию и до сих пор находится на ремонте. Кстати, недавно Валерий Безрученко сообщил мне интересный факт оказывается летчики, летавшие за рубежом на отреставрированных И-16 умудрились разбить один за одним три таких истребителя – герои неба просто не смогли как следует освоить сложное управление самолетом при посадке. Короче говоря, тогда в Америке полностью отказаться от совершения полетов на «ишачке», так как посчитали эту машину слишком опасной.


Олег, расскажите – как же все-таки вы решились на реставрацию И-16?

В момент, когда все это начиналось, мы находились под большим впечатлением от работы наших новосибирских друзей, сумевших реставрировать несколько единиц самолета по заказу Тима Уоллеса – известного коллекционера из Новой Зеландии. Однако у тех восстановленных истребителей была одна интересная особенность – на них вместо родных двигателей поставили моторы от Ан-2, которые более тяжелые. Плюс, у оригинальных «ишачков» винты с двумя лопастями, а у Ан-2 они четырехлопастные. Вот и получается, что новосибирский И-16 весил примерно на 200 кг больше, чем его предок. Кстати, правильно тогда Валерий Безрученко заметил, что именно эта разница в массе и стала причиной того, что произошло три абсолютно идентичных авиакатастрофы при попытках посадить самолеты. Нюанс в том, что вес собранного в Новосибирске истребителя увеличился, а площадь крыльев не изменилась, что вынуждало пилота постоянно выдерживать высокую скорость. При посадке же скорость сбрасывалась, самолет просаживался и сильно бился о посадочную полоску. В итоге, шасси ломались, и начинался «циркуль» – так мы называем ситуацию, когда истребитель крутится на брюхе.

После изучения аварий и анализа спровоцировавших их причин мы с Валерием Безрученко приняли решение – мы будем восстанавливать И-16, но только с его родным винтом и мотором. Как раз в то время у нас был в наличии новый центроплан и большое количество оригинальных деталей от истребителя, поэтому было решено не откладывать дело в долгий ящик. Сейчас работа достигла своего пика, хоть и продвигаемся мы очень медленно. Все-таки реставрация самолетов – наука сложная, а специалистов данного направления сегодня раз-два и обчелся. Но мы обязательно доведем дело до конца, я уверен!

Скажите, а моторы у И-16 – они действительно большие?

Диаметр двигателя составляет 1,2 м, длина –1,3 м. Что же касается веса мотора, то это где-то 600 кг с учетом того, что сам самолет весит примерно 2 т.

Сколько уже лет длится реставрация истребителя?


Начали мы в 2017 году. Если посчитать, то уже без малого 7 лет мы работаем над этим проектом. Валерий Безрученко постоянно шутит, что наш «ишачок» скоро в школу пойдет.


Чего вы хотите в итоге добиться? Есть какая-то конкретная цель?

Прежде всего, я бы очень хотел увидеть наш И-16 в воздухе. Мне крайне важно сохранить такое данное нам историческое наследие, чтобы передать его далее своим потомкам. Вот вы знаете, немецких самолетов, летавших во времена ВОВ, сохранилось очень много, английских – колоссальное количество, американских – я даже цифру боюсь назвать. А наших, отечественных истребителей, практически не осталось. И мне обидно за свою страну, которая не пожелала сохранить хотя бы пару сотен самолетов для выставок и исследований. Но тут уже ничего не поделаешь, что сделано – то сделано.


Допустим, самолет вы привели в порядок. Но кто сможет полететь на нем? Кто станет тем человеком, кто первый сядет за штурвал истребителя, который после своей реставрации еще ни разу не поднимался в небо?


На этот вопрос уже неоднократно отвечал Валерий Безрученко – тестировать самолеты будут профессиональные летчики-испытатели, так как никто кроме этой категории лиц не имеет права летать на прошедшей процесс сложного восстановления технике. Да, согласен, с правилами в летной индустрии все очень строго, но это как раз правильно – меньше будет аварийных ситуаций.


То есть, вы скажете: «Самолет готов к полетам, дерзайте!» и летчики сядут за штурвалы?

Ну, примерно так. Разумеется, сначала пройдет ряд проверок на земле и только потом истребители поступят в распоряжение пилотов. Специальная комиссия тщательно проверит каждую машину и если все окажется в порядке, то будет дано добро на полеты. Кстати, перед летчиками встанут очень сложные задачи – им придется привыкать к необычному управлению «ишачка». Например, уборка шасси в И-16 выполняется вручную путем использования специальной, приводящей в действие систему тросов, ручки. Выпуск стоек шасси же осуществляется за счет силы тяжести – пилот освобождает замок троса, и стойка под действием своего веса сама падает вниз. Нелепо, да? А что вы хотите – эта конструкция была разработана почти 100 лет назад! Тут Валерий Безрученко недавно напомнил, что первый И-16 еще Чкалов испытывал! Если будет интересно, то посмотрите старый фильм про этого великого летчика – там есть один классный момент, когда Валерий Павлович пытается выпустить заклинившую стойку шасси за счет выполнения фигур высшего пилотажа. Этот эпизод настолько завораживает, что его можно пересматривать бесконечно!