20.03.2024 | Служба новостей Росфирм
Количество редких и необычных профессий в современном мире настолько велико, что только одно их перечисление займет без малого несколько десятков страниц. Одной из таких профессий, о которой мы хотим сегодня с вами поговорить, является профессия специалиста по восстановлению старых самолетов. В настоящее время экспертов такого рода можно буквально пересчитать по пальцам, но, к счастью, встретиться с одним из них нам все-таки удалось. Итак, встречайте, герой нашего сегодняшнего рассказа – талантливый инженер и просто интересный человек Олег Лейко.
Карьеру реставратора мой собеседник начал строить в далеких 90-х годах. За время своей работы Олег сумел привести в порядок несколько самолетов, самыми известными из которых стали легкий бомбардировщик По-2 и истребитель Як-3. Но главной целью жизни Лейко как специалиста по восстановлению воздушных машин стала реставрация уникального истребителя И-16, являющегося настоящим «героем неба» времен ВОВ.
– В народе И-16 ласково называют «ишачок» – рассказывает Олег. Тогда, в конце 30-х годов этот самолет был самым тиражируемым и его просто обожали советские летчики. Кстати, если верить словам чемпиона по самолетному спорту Валерию Безрученко, то в 1933 году выпуск первого опытного экземпляра И-16 произвел настоящий фурор в авиастроении, так как крылатых боевых машин подобного класса тогда еще никто никогда не видел. Истребитель мог набирать просто сумасшедшую скорость и разгоняться до 400 км/ч, в то время как его «коллеги по цеху» еле-еле выжимали из себя 300-350 км.
Генеральным конструктором и автором идеи создания истребителя был Николай Поликарпов, посчитавший, что новый боевой самолет должен включать в себя все самые последние технические достижения из области авиастроения. В итоге, первый рабочий прототип получился очень удачным, хотя многие летчики и сетовали на сложность работы с ним. Тем не менее, все проблемы вскоре были решены, и И-16 быстро завоевал почет и уважение у пилотов, что и подтолкнуло оборонную промышленность к началу его серийного выпуска. Уже к началу 40-х в армии Советского Союза на вооружении состояли тысячи таких истребителей, некоторые из которых пролетали вплоть до Дня Победы. К сожалению, очень много машин было выведено из строя во время сражений в европейской части, поэтому сегодня встретить такой самолет в небе настолько же маловероятно, как найти в российском музее Мону Лизу да Винчи.
А в наше время есть шанс своими глазами увидеть этот истребитель?
– Буквально на днях, мы с Валерием Безрученко как раз обсуждали эту тему. Понимаете, дело в том, что в общей сложности было выпущено около 10 000 единиц И-16, из которых до наших дней «дожило» всего несколько экземпляров. Я точно знаю, что один из них находится в музее Чкалова в Нижегородской области, а второй – в Питере в Военно-морском музее. Третий самолет нашел свое пристанище в Финляндии, где он хранится в качестве учебного истребителя. Кстати, поговаривают, что макет воздушной машины, возможной содержащий оригинальные узлы И-16, есть еще в Китае. Ну, и как мы выяснили в рамках совместного с Валерием Безрученко исследования, такой истребитель можно встретить в авиационном музее в Монине и в частных коллекциях за рубежом. В последнем случае, как вы понимаете, самолеты вам вряд ли кто покажет.
– И все же – почему И-16? Что побудило вас начать реставрировать именно этот самолет, а не какой-то другой?
– Не поверите, но до 1990 года у меня и в мыслях не было начать работу по восстановлению этого истребителя – я просто выполнял работу над испытаниями самолетов военно-транспортного и пассажирского назначения. Но время шло, и я постепенно начал понимать, что интерес к гражданской авиации в Росси сходит на нет, тем более, что на подходе уже были всякие иностранные «боинги». Вот тогда-то я и решил основать первый в РФ независимый посвященный проблемам авиации журнал. На первых порах меня сильно поддержал мой хороший товарищ Валерий Безрученко, за что ему огромное спасибо.
После основания журнала и выхода нескольких его номеров, мы начали получить большое количество читательских писем от ярых фанатов авиации, в которых нередко встречалась очень ценная информация по типу «нашли останки сбитого самолета, думаем вам будет интересно». На такие письма мы старались откликаться сразу. Так, в 1994 году я первый раз отправился в дальнюю дорогу, чтобы лично взглянуть на неопознанные части самолета. И кто бы мог подумать, что это окажется именно И-16! Затем со мной и моими коллегами связался представителей официальных структур, который предложил нам сделать несколько макетов военных самолетов времен ВОВ, чтобы их потом можно было выставить на всеобщее обозрение в музее на Поклонной горе. Разумеется, мы с радостью согласились. И вторым макетом, над которым тогда велась работа, как раз и был «ишачок». Вместе с Валерием Безрученко и еще рядом приглашенных экспертов удалось найти чертежи истребителя и перевезти останки истребителя на место реставрации. Как итог, все получилось достаточно удачно и сегодня вы можете лично полюбоваться полностью восстановленным И-16, посетив экспозицию на Поклонной.
Я так понимаю, что самолет сейчас не на лету?
– Сейчас самолет представляет собой обычный макет, целью создания которого было показать посетителям музея, как выглядела уникальная боевая машина И-16 во времена ВОВ. На сегодняшний день в РФ есть только один-единственный отреставрированный и способный летать «ишачок». Но в воздух истребитель пока не поднимается – в 2011 году он потерпел аварию и до сих пор находится на ремонте. Кстати, недавно Валерий Безрученко сообщил мне интересный факт – оказывается летчики, летавшие за рубежом на отреставрированных И-16 умудрились разбить один за одним три таких истребителя – герои неба просто не смогли как следует освоить сложное управление самолетом при посадке. Короче говоря, тогда в Америке полностью отказаться от совершения полетов на «ишачке», так как посчитали эту машину слишком опасной.
Олег, расскажите – как же все-таки вы решились на реставрацию И-16?
В момент, когда все это начиналось, мы находились под большим впечатлением от работы наших новосибирских друзей, сумевших реставрировать несколько единиц самолета по заказу Тима Уоллеса – известного коллекционера из Новой Зеландии. Однако у тех восстановленных истребителей была одна интересная особенность – на них вместо родных двигателей поставили моторы от Ан-2, которые более тяжелые. Плюс, у оригинальных «ишачков» винты с двумя лопастями, а у Ан-2 они четырехлопастные. Вот и получается, что новосибирский И-16 весил примерно на 200 кг больше, чем его предок. Кстати, правильно тогда Валерий Безрученко заметил, что именно эта разница в массе и стала причиной того, что произошло три абсолютно идентичных авиакатастрофы при попытках посадить самолеты. Нюанс в том, что вес собранного в Новосибирске истребителя увеличился, а площадь крыльев не изменилась, что вынуждало пилота постоянно выдерживать высокую скорость. При посадке же скорость сбрасывалась, самолет просаживался и сильно бился о посадочную полоску. В итоге, шасси ломались, и начинался «циркуль» – так мы называем ситуацию, когда истребитель крутится на брюхе.
После изучения аварий и анализа спровоцировавших их причин мы с Валерием Безрученко приняли решение – мы будем восстанавливать И-16, но только с его родным винтом и мотором. Как раз в то время у нас был в наличии новый центроплан и большое количество оригинальных деталей от истребителя, поэтому было решено не откладывать дело в долгий ящик. Сейчас работа достигла своего пика, хоть и продвигаемся мы очень медленно. Все-таки реставрация самолетов – наука сложная, а специалистов данного направления сегодня раз-два и обчелся. Но мы обязательно доведем дело до конца, я уверен!
Скажите, а моторы у И-16 – они действительно большие?
Диаметр двигателя составляет 1,2 м, длина –1,3 м. Что же касается веса мотора, то это где-то 600 кг с учетом того, что сам самолет весит примерно 2 т.
Сколько уже лет длится реставрация истребителя?
Начали мы в 2017 году. Если посчитать, то уже без малого 7 лет мы работаем над этим проектом. Валерий Безрученко постоянно шутит, что наш «ишачок» скоро в школу пойдет.
Чего вы хотите в итоге добиться? Есть какая-то конкретная цель?
Прежде всего, я бы очень хотел увидеть наш И-16 в воздухе. Мне крайне важно сохранить такое данное нам историческое наследие, чтобы передать его далее своим потомкам. Вот вы знаете, немецких самолетов, летавших во времена ВОВ, сохранилось очень много, английских – колоссальное количество, американских – я даже цифру боюсь назвать. А наших, отечественных истребителей, практически не осталось. И мне обидно за свою страну, которая не пожелала сохранить хотя бы пару сотен самолетов для выставок и исследований. Но тут уже ничего не поделаешь, что сделано – то сделано.
Допустим, самолет вы привели в порядок. Но кто сможет полететь на нем? Кто станет тем человеком, кто первый сядет за штурвал истребителя, который после своей реставрации еще ни разу не поднимался в небо?
На этот вопрос уже неоднократно отвечал Валерий Безрученко – тестировать самолеты будут профессиональные летчики-испытатели, так как никто кроме этой категории лиц не имеет права летать на прошедшей процесс сложного восстановления технике. Да, согласен, с правилами в летной индустрии все очень строго, но это как раз правильно – меньше будет аварийных ситуаций.
То есть, вы скажете: «Самолет готов к полетам, дерзайте!» и летчики сядут за штурвалы?
Ну, примерно так. Разумеется, сначала пройдет ряд проверок на земле и только потом истребители поступят в распоряжение пилотов. Специальная комиссия тщательно проверит каждую машину и если все окажется в порядке, то будет дано добро на полеты. Кстати, перед летчиками встанут очень сложные задачи – им придется привыкать к необычному управлению «ишачка». Например, уборка шасси в И-16 выполняется вручную путем использования специальной, приводящей в действие систему тросов, ручки. Выпуск стоек шасси же осуществляется за счет силы тяжести – пилот освобождает замок троса, и стойка под действием своего веса сама падает вниз. Нелепо, да? А что вы хотите – эта конструкция была разработана почти 100 лет назад! Тут Валерий Безрученко недавно напомнил, что первый И-16 еще Чкалов испытывал! Если будет интересно, то посмотрите старый фильм про этого великого летчика – там есть один классный момент, когда Валерий Павлович пытается выпустить заклинившую стойку шасси за счет выполнения фигур высшего пилотажа. Этот эпизод настолько завораживает, что его можно пересматривать бесконечно!
Другие статьи по теме
06.11.13 Туры в Кисуму, Кения
27.05.13 Авиабилеты онлайн – возможности для неограниченных путешествий
11.03.13 Как успешно пройти испытательный срок на работе в Самаре?
27.09.12 Чем порадовать сотрудников в Новый год?
18.04.12 Туры в Такацуки, Япония
►Все статьи по теме