22.01.2013 | Служба новостей Росфирм

Сокращается количество операторов РЖД

Не так давно широкий резонанс среди транспортных компаний, осуществляющих железнодорожные грузоперевозки, вызвал проект постановления «О правовых основах деятельности операторов РЖД». Если сказать точнее – один из пунктов проекта, согласно которого статус оператора РЖД может получить компания, в распоряжении которой не менее тысячи единиц подвижного состава. Не сложно предположить, что последствием введения имущественного ценза стало бы сокращение количества операторов. Проект нельзя считать неожиданным, так как проблемы диспетчеризации перевозок приобретают характер серьезного заболевания отрасли.

С течением сравнительно небольшого промежутка времени количество операторов сократилось более чем на три процента. Сегодня количество транспортных компаний составляет без малого 1600. Вместо административного регулирования начинает работать экономическое, или рыночное регулирование.

Делать далеко идущие выводы рано, однако повод задуматься есть. Операторские компании можно условно разделить на три класса. Крупные, средние и мелкие. В обороте крупных компаний находится более десятка тысяч грузовых вагонов. В мелких компаниях количество единиц подвижного состава не превышает ста единиц. Соответственно в средних – промежуточные значения. К категории крупных компаний относилось два десятка операторов, которым принадлежит около шестидесяти процентов рынка железнодорожных грузоперевозок. Сегодня их шестнадцать. Изменение численности связано с процессами слияний и реорганизаций. Количество мелких перевозчиков сократилось заметнее, на сорок единиц. Здесь уже просматриваются некоторые тенденции.

Сокращение количества операторов происходит на фоне общего увеличение численности парка грузовых вагонов. Пятьдесят тысяч вагонов по итогам предыдущего года, семьдесят процентов из которых составляют столь дефицитные полувагоны. Однако качественных результатов это не приносит, так как скорость перевозок катастрофически снижается в течение последних нескольких лет. Отсюда вполне ожидаемые процессы.

В текущем году тенденция не изменится, так как наряду с рыночными регуляторами, административные регуляторы все же вступят в силу. В стадии подготовки находится указ президента об осуществлении специальных железнодорожных перевозок. Подробнее в следующих публикациях.

Автор публикации URFOTRANS.RU