13.08.2008 | Служба новостей Росфирм
Интернет-центры: доступ закрыт
На сегодняшний день Самара явно не может похвастаться большим количеством интернет-заведений. Значительная часть компьютерных клубов города - игровые. Интернет-салоны вынуждены закрывать даже такие мощные компании как «Волга-Телеком». В Самаре низкий спрос на интернет, или подобный бизнес, в принципе, обречен на вымирание? Эксперты рынка уверены, что интернет-центры могут существовать только как приложение к основной деятельности организации, в противном случае они просто не выдерживают конкуренции с продукцией и услугами иного формата.
Интернетизация населения Самары идет весьма медленными темпами, несмотря на повышение актуальности глобальной сети в стране. А иногда кажется, что интернет и вовсе перестает привлекать публику. В апреле 2008 года «ВолгаТелеком» принял решение о закрытии 9 интернет-салонов с малым количеством рабочих мест в Самаре. В пресс-службе компании отметили, что снижение спроса на услуги интернет-салонов, которое и повлекло решение о закрытии большинства из них, обусловлено двумя факторами.
Во-первых, причина в увеличении количества домашних персональных компьютеров, а во-вторых, в появлении возможности подключения к интернету по технологии ADSL по доступным тарифам во всех городах и районных центрах Самарской области. По данным компании, в 2007 году количество абонентов, подключившихся к интернету по ADSL, увеличилось более чем в три раза. В настоящий момент в Самаре остались действовать только два интернет-салона компании, рассчитанные на 34 и на 10 рабочих мест. Ежедневное количество их посетителей, по данным компании, в среднем составляет примерно 230 и 90 человек соответственно.
Кроме салонов от «ВолгаТелекома» в Самаре закрылись порядка десяти интернет-салонов, включая бывший некогда популярным клуб «Портал». Прироста интернет-заведений в городе не наблюдается именно из-за низкой рентабельности подобного бизнеса.
Средняя стоимость часа интернета в Самаре составляет 30-40 руб., а стоимость одного мегабайта - 3 руб. Как отмечают в самих заведениях, они выживают лишь на дополнительных услугах. Как правило, это полиграфия и выполнение студенческих работ. Например, в интернет-центре «Визит» услуги консультанта стоят 30 руб. в час, готовая курсовая - от 1,2 тыс. руб., контрольная - от 250 руб., диплом - от 6 тыс. руб.
Эксперты отмечают, что основная причина закрытия интернет-центров - это постоянно растущее присутствие интернет-провайдеров в нашем городе. Конкуренция доходит до такой степени, что в одном жилом доме могут находиться до 5-6 операторов, предоставляющих полных спектр интернет-услуг, при этом стоимость этих услуг приемлема для большинства представителей населения.
Другой немаловажной причиной является постоянное увеличение продаж персональных компьютеров, ноутбуков и различных средств связи (мобильные телефоны, КПК, коммуникаторы), соответственно, увеличение такой техники на душу населения увеличивает процент вероятности использования услуг интернет-провайдеров в несколько раз.
Большой отток клиентов из интернет-центров связан и с развитием мобильных технологий: человек на данный момент может воспользоваться услугами всемирной паутины, имея при себе мобильный телефон с поддержкой EDGE или GPRS. Кроме того, в нашем городе активно развивается установка хот-спотов для использования услуг интернета в местах массового посещения людей. При этом примерно 50% таких точек раздают бесплатный доступ к сети интернет (с помощью технологии WI-FI). И, естественно, человек пойдет туда, где предоставление ему услуг интернета не затронет его личный финансовый бюджет.
На данный момент целевая аудитория интернет-центров - это люди, не имеющие личных средств коммуникаций, люди, находящиеся в местах труднодоступных для интернет-провайдеров (провайдеры, услуги которых рассчитаны на физических лиц, строят свои сети в местах, где проживают максимальное количество людей), таким образом остаются без качественной и дешевой связи, места удаленные, ну и здесь же частные сектора нашего города. Нередко пользуются услугами интернет-центров приезжие.
По мнению специалиста коммерческого отдела компании ООО «УК «МетроМакс» Дениса Москвина, открытие интернет-салона сопровождается большим риском - это недобор клиентской базы, затраты при этом могут не только очень долго окупаться, но и вовсе не оправдать надежд. Главное тут, конечно, географическое расположение центра. Оно, по сути, и должно обеспечить приток клиентов. Есть и положительные моменты у таких центров: фактически, они продают «воздух». Сегодня все крупные операторы предоставляют безлимитные каналы, то есть руководство на начальном этапе может рассчитать свои затраты на безлимитный канал, в дальнейшем не беспокоясь о лишних переплатах за скачанный трафик.
«Вообще я считаю, что для рентабельности таких проектов необходимо использовать их вкупе с предоставлением других услуг, связанных с какой-либо информационной деятельностью. На сегодняшний день самыми распространенными интернет-центрами являются представительства «ВолгаТелекома, но, как мне кажется, это больше реклама самого провайдера, нежели способ увеличить доходы. В общем-то, именно поэтому открытие интернет-центра необходимо привязывать к уже существующей информацинной деятельности компании», - отмечает Москвин.
Рынок предоставления услуг по организации доступа к сети интернет физическим лицам растет с каждым годом. Сегодня в Самаре работают десятки провайдеров, которые предоставляют своим клиентам доступ к сети интернет. Наиболее крупные из них -магистральные или первичные провайдеры, например «ТрансТелеКом» и «РТКомм.РУ», но они предпочитают работать с крупными корпоративными клиентами.
Крупные розничные провайдеры - это «ВолгаТелеком», «Самара-Интернет», «Опти-телеком», операторы традиционный и сотовой телефонии, а также некоторые крупные компьютерные фирмы, например «Крафт-С». 30-40% всех клиентов Самарской области обслуживает компания «ВолгаТелеком», 20-30% - «Крафт-С», 15-20% принадлежит «Самара-Интернет», остальной рынок поделен между несколькими некрупными операторами. На сегодняшний день в Самаре происходит постепенная смена приоритетов - коммутируемый доступ перестает быть самой востребованной услугой, начинается эра технологии ADSL.
Другие статьи по теме
23.07.09 28% жителей Самарской губернии живут за чертой бедности
05.05.09 Недвижимость обложат новым налогом
24.04.09 Индекс промышленного производства в Самарской области в I квартале снизился на 31%
06.04.09 Перспективы развития промышленности Самары
16.03.09 Цены на новое жилье в Самарской области с начала года снизились на 7%
►Все статьи по теме