26.09.2008 | Служба новостей Росфирм
Платное кабельное телевидение Поволжья вступает в цифровую эру
Платное кабельное телевидение Поволжья вступает в цифровую эру. Как минимум три ведущих оператора одновременно начинают коммерческое вещание в цифровом формате
O запуске в коммерческую эксплуатацию нового сервиса в Самаре объявила пермская компания «ЭР-Телеком». «Диван-ТВ Плюс» - цифровое телевидение высокого качества со стереозвуком и возможностями выбирать пакеты каналов - становится альтернативой аналоговому вещанию. Клиенты могут купить или арендовать цифровой тюнер у оператора или подключиться со своим оборудованием, абоненты компании могут перейти «на цифру», только поставив между телевизором и кабелем цифровой тюнер. Базовый пакет - 46 каналов, включая эфирные, - можно расширять тематическими пакетами: кино, футбол и эротика. Переход «на плюс», то есть на цифру, обойдется действующим абонентам «Диван-ТВ» в тысячу рублей, ежемесячная абонентская плата - 300 рублей плюс аренда оборудования. Оператор присутствует в 17 городах, и Самара - второй город, где запущен «Диван с плюсом»: обкатывали технологию в «домашней» для «ЭР-Телекома» Перми.
К цифровому вещанию начинает подключать абонентов и самарская компания Telenet. У сервиса нет самостоятельного брэнда, зато передачи могут транслироваться не только со стереозвуком, но и в формате Dolby 5.1. К базовому набору каналов (около 70), как и у «Диван-ТВ Плюс», могут добавляться дополнительные пакеты - спорт, кино, эротика. Абонентское обслуживание будет стоить чуть меньше, чем у конкурента, - около 200 рублей, и существенно ниже вступительный взнос: плата за подключение - 330 рублей.
В финальной стадии находится тестирование IP TV у интернет-компании «АИСТ» из Тольятти Самарской области. Как там сообщили журналу «Эксперт Волга», услуга перейдет в коммерческую эксплуатацию, «как только в компании сочтут, что система вполне протестирована». И добавили: «Но обязательно в этом году». Особенностью AIST.TV станет присутствие уже при запуске нескольких каналов в формате изображения HDTV (Hight Definition TV). Коммерческие параметры проекта пока не раскрываются.
Все операторы обещают поступательное развитие сервисов по мере их раскрутки - появление видео по запросу (VoD, Video on demand ), виртуального кинозала (nVoD, Near video on demand) и улучшение качества звука и «картинки».
На старых дрожжах
Вся самарская цифровая троица - не новорожденные чудо-богатыри, а пионеры, выросшие из своих штанишек. То есть некоторые операторы строили кабельные телесети, а теперь продвигают интернет-сервисы, другие начинали как интернет-провайдеры и теперь дополняют услуги возможностью смотреть телеканалы. В результате каждый продолжает собственный путь к статусу «мультисервисный оператор», то есть предоставляющий клиентам все основные услуги - телефонию, Интернет и телевидение.
У всех цифровое телевещание построено на существующих сетях - у «ЭР-Телекома» это гибридная волоконно-коаксиальная сеть. Telenet будет пропускать сигнал по старой сети, модернизировав только оборудование кодировки сигнала. «АИСТ» готовится запустить классическое интернет-телевидение внутри своей оптоволоконной магистральной сети с FastEthernet к клиенту по витой паре.
Строго говоря, три новых сервиса - далеко не первые проекты цифрового кабельного телевещания в Поволжье. Как минимум две цифровые сети телевещания есть в Казани - «Радиотелеком» и ТВТ. В Самаре «ВолгаТелеком» и «Самтелеком» еще в прошлом году запустили IP TV для своих абонентов, но эти сервисы пока развиваются довольно вяло. Например, по данным iKS-Consulting, «ВолгаТелеком» на середину года располагал 2% рынка платного телевидения Самары. Новые же цифровые телесети выделяются тем, что запускаются самыми крупными игроками, контролирующими совместно около двух третей рынка широкополосного доступа в Интернет и кабельного телевидения (см. график). При этом, как утверждает исполнительный директор самарского филиала «ЭР-Телеком Холдинг» Владимир Романив, рынок очень далек от насыщения. По его данным, проникновение платного телевидения в Самаре составляет 33,5% при средних 50% для крупных городов страны. А по данным президента Ассоциации кабельного телевидения России Юрия Припачкина, рынок услуг платного ТВ в нашем отечестве вырастет в 2008 году до одного млрд долларов по сравнению с 650 млн в 2007 году, то есть едва ли не вдвое.
Без амбиций
В Ассоциации кабельного телевидения России ожидают и роста инвестиций в сферу кабельного телевидения. Г-н Припачкин оценивает вложения в строительство сетей и приобретение действующих активов за последние три года более чем в два млрд долларов. Самарские операторы, чье телевещание построено на существующих сетях, то есть не требовало дорогостоящей прокладки коммуникаций к каждому дому, уверяют, что «по полной» не вкладывались. В «ЭР-Телекоме» говорят, что истратили на цифровой проект шесть млн рублей. В Telenet не назвали точных цифр, но сказали, что модернизация оборудования «потребовала вложений примерно такого же порядка», то есть нескольких миллионов. В «АИСТе» не комментируют своих расходов на развитие, но известно, что «Самтелеком» истратил на внедрение аналогичного проекта IP TV пять млн евро.
Примечательно, что телеоператоры не ожидают от своих цифровых проектов сверхприбыльности и быстрой окупаемости. Например, к сервису «Диван-ТВ плюс» рассчитывают до конца года подключить две тыс. абонентов, а в будущем году набрать семь тысяч. «Это как-то многовато на текущий год, но маловато на следующий», - комментирует планы конкурентов один из участников рынка.
Аудитория аналогового «Диван-ТВ» в Самаре сейчас примерно 80 тыс. человек. У сети Telenet, по данным аналитиков, 32,5 тыс. самарских телезрителей. Заместитель директора по развитию Telenet Николай Кулаковский не ожидает ажиотажного спроса на новый продукт и рассчитывает на возврат инвестиций в течение полутора-двух лет. В «АИСТе» не готовы обнародовать свои бизнес-планы.
Аудиторию новых каналов, как единодушно считают в компаниях, составят «мужчины с большими телевизорами». «С точки зрения потребителя цифровое телевидение - сплошные плюсы и только один минус: для него нужно дополнительное оборудование», - рассуждает Николай Кулаковский. К тому же оборудование не копеечное: простой тюнер, позволяющий принимать сигнал и переводить его в формат, «понятный» обычному телевизору, стоит минимум 1500 рублей. Если приемник способен принимать видео по запросу VoD или записывать передачи на встроенный жесткий диск, цена вырастает в разы. Еще, чтобы понять разницу между цифровым и аналоговым сигналом: не подойдет кухонный телевизор - на нем вы просто не заметите разницы. «Мы думаем, в первую очередь новым форматом заинтересуются владельцы больших телевизоров, поэтому будем налаживать отношения с сетями продаж электроники, - говорит Кулаковский. - Человеку, выложившему сорок-пятьдесят тысяч за плазменную панель, не жалко будет добавить пару тысяч за приставку для просмотра телеканалов в хорошем качестве».
Еще «кабельщики» собираются привлечь внимание части аудитории спутникового ТВ: спутниковое оборудование и абонентская плата ощутимо выше, чем у новых предложений «земных» операторов. Владимир Романив из «ЭР-Телекома» шутит: владельцы «тарелок» получат возможность их снять и увезти на дачу, а в городе смотреть цифровые кабельные каналы. Конкуренции между двумя форматами практически не будет, считают другие. «Аудитория кабельного и спутникового телевидения разделена, можно сказать, географически, - полагает аналитик iKS-Consulting Елена Крылова. - Во многие населенные пункты экономически невыгодно тянуть оптоволокно, и потому «спутник» - единственный способ получить сигнал платных каналов». По ее данным, аудитория спутникового вещания в Поволжье на середину года составляла 50 тыс. абонентов.
Небо и земля
Все новости на самарском рынке приходят на фоне новой порции заявлений федеральных функционеров о грядущем переходе страны на цифровое эфирное вещание. Кроме пространных рассуждений о возможных стандартах сигнала (широко применяемый сейчас MPEG2 или его более современная версия MPEG4), способах изготовления цифровых приставок (обязательно в отечестве, но с возможностью использовать импортные комплектующие) и оценке их количества (40-50 млн единиц), сделано едва заметное широкой публике заявление руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям России Михаила Сеславинского. Чиновник считает, что «при внедрении в России цифрового ТВ необходимо обеспечить для всего населения доступ к 15-20 телеканалам», как сейчас сложилось по факту в крупных городах России. Иными словами, государство не собирается разворачиваться на весь эфирный диапазон, а постарается сохранить контроль над ограниченным числом каналов для всеобщего доступа. Это означает, что государство не будет и конкурировать с частниками, развивающими наземные сети, предоставив им возможность развлекать абонентов на свое усмотрение, себе же оставив в основном информационные функции. Это вполне положительная новость для бизнеса, в последнее время весьма утомленного излишним вниманием госорганов. При этом на рынке кабельного телевидения неминуемо усилится конкуренция между игроками.
Те же телефоны, но с опозданием
Эксперты говорят, что рынок платного телевидения в Самаре и Поволжье отстает от столицы и Питера на полтора года, и любят проводить аналогии с рынком сотовой связи. Владимир Романив из «ЭР-Телекома» отрицает наличие серьезной конкуренции и сравнивает существующую ситуацию с теми временами, когда проникновение сотовой связи было далеко от «более чем стопроцентного».
«Места для всех еще очень много, рынок пока настолько велик, что его, как во времена развития сотовой связи, нужно просто забирать», - уверяет он. Юрий Припачкин из Ассоциации кабельного телевидения видит в качестве одной из основных тенденций на рынке кабельного телевидения его консолидацию. В течение ближайших двух-трех лет на российском рынке доминирующее положение займут три-четыре крупных игрока, аналогично тому, как это имеет место на рынке услуг сотовой связи.
В любом случае, при всех параллелях и противоречиях, пока приятным отличием от рынка сотовой связи является разнообразие кабельных операторов. До всеобщей монополизации можно радоваться свободе выбора, не опасаясь, что троица операторов, проглотивших всех мелких игроков, при первой же возможности начнет диктовать условия своим клиентам.