19.09.2008 | Служба новостей Росфирм

Пивные войны уходят в прошлое

Пивные войны уходят в прошлое - поволжское пиво безропотно сдает позиции у себя в регионе, уступая лидерство своему главному конкуренту, растут доли и других федеральных пивоваренных холдингов. Успех «Балтики» предопределил выпуск большого количества региональных брендов сразу в нескольких сегментах. Самарский производитель такой активностью пока похвастаться не может.
За последний год рост розничных продаж пива составил порядка 4% в натуральном выражении. Рынок демонстрирует высокую чувствительность к сезонным колебаниям, достигая пика в летние месяцы и минимума продаж - в феврале. Но поволжское пиво теряет позиции даже в жаркие месяцы.

По данным финансово-аналитической группы «ПРО-Консалтинг», поволжское пиво уходит в прошлое. Эксперты констатируют, что доля региональных производителей, некогда уверенных лидеров местного рынка, уже который год сокращается, как в Самаре, или стоит на месте, как в Пензе или Чувашии. Вместе с тем доля пивоваренных холдингов растет.

Например, в Самаре, где местное «Жигулевское», казалось, течет в венах его почитателей, ПК «Балтика» уже заняла 44% рынка, а к концу года намерена получить все 50%. Таким образом, компания, открывшая свой самарский завод в 2003 году, займет позиции еще недавно главного местного конкурента - Жигулевского пивзавода.

Доля «Жигулевского» до прихода на самарский рынок «Балтики» составляла 34,6 %. Далее равнялась уже 27, 8 %. Более того, существенно сократилась доля пива «Фон Вакано», единственной относительно известной после «Жигулевского» марки пива самарского пивзавода. Сегодня ПК «Балтика» уже заняла 44 %, окончательно вытеснив «Жигулевское» из лидеров.

В 2008 году пивоваренная компания «Балтика» укрепила позиции своих локальных марок с помощью трендовых сортов пива. Она расширила линейку под названием «Самара», выпускаемую ее самарским филиалом, за счет нового сорта - «Самара светлое». Сейчас, по данным компании, на брэнд «Самара» приходится 3,9% поволжского рынка пива. Насколько выпуск нового сорта региональной линейки увеличит долю этой марки, маркетологи «Балтики» прогнозировать не берутся, но рассчитывают на то, что проект «Самара светлое» будет не менее удачным, чем запуск в 2007 году сорта «Самара живое»: по итогам 10 месяцев 2007 года он занял в портфеле брэнда 10,4%.

По итогам прошлого года объем российского рынка пива в денежном выражении составил около 10 млрд. долларов. Тем не менее, на долю Поволжья приходится около 15-20%. Как рассказал порталу Samara24.ru аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин, в «последние годы темпы роста рынка в натуральном выражении снижаются, так как по уровню среднедушевого потребления пива - около 85 л./год - Россия уже постепенно приближается к европейским показателям, которые варьируются в пределах 120 до 150 л.

Тем не менее, в денежном выражении рынок продолжает расти более динамично. Так, по итогам 2007 году на фоне благоприятных погодных условий и рыночной конъюнктуры в целом темпы роста составили около 16%. Впрочем, прогнозы на текущий год более скромные - мы ожидаем роста рынка на уровне 5-8%».

Что касается структуры рынка, то следует отметить, что одним из наиболее ярко выраженных трендов сегодня остается заметный рост доли суб-премиального (лицензионного) и премиального сегментов, чему способствует увеличение доходов населения. Несмотря на заметное расширение ассортимента продукции, наиболее популярным сортом остается традиционное светлое пиво (lager).

В целом, тенденции, выявленные в ходе исследований розничных продаж, сохранились. Наиболее динамично развивается сегмент премиального сегмента. Светлое пиво (включая светлое крепкое) по-прежнему самый большой сегмент рынка (немногим более 95% от общего объема продаж в натуральном выражении), и его доля сохраняет относительную стабильность в натуральном выражении.

Из других сегментов (темное и полутемное, пшеничное, безалкогольное пиво и ароматизированное пиво/коктейли) динамичный рост демонстрирует ароматизированное пиво. Его доля хотя и небольшая - порядка 1,8% по состоянию на июль 2008 года, но фактически за год увеличилась на 50%.

Растут розничные продажи пива в алюминиевых банках. По состоянию на конец 2007 года, доля составляла порядка 10% в натуральном выражении. По сравнению с аналогичным периодом годом ранее доля выросла на 9%. Рост этого сегмента упаковки вызван новыми запусками пива в литровых алюминиевых банках в премиальном сегменте.

По мнению аналитиков «Nielsen Россия» пиво в ПЭТ-упаковке - самый крупный сегмент рынка. После уверенного роста в предыдущие годы, его доля даже снизилась, хотя и незначительно. Наибольшие потери понес сегмент пива в одно- и полуторалитровой ПЭТ-упаковке, в тоже время наблюдается так называемый апсазинг ПЭТ-упаковки - рост розничных продаж пива в таре два с половиной литра и более.

Если посмотреть на динамику продаж пива в стеклянной таре, то здесь интересно посмотреть на рост продаж пива в белом стекле (прозрачных бутылках). Объем продаж пива в этой упаковке вырос за последние два года практически в два раза - до 8% в натуральном выражении, увеличилось и количество SKU (товарных единиц), играющих в этом сегменте.

Темное пиво - небольшой, но стабильный в последние периоды сегмент. Количество SKU здесь сокращается, но сокращается за счет мелких игроков. Крупные игроки свои позиции сохраняют или увеличивают, «съедая» долю мелких игроков.

Еще один тренд на рынке - рост продаж пива, которое позиционируется как «живое». Это по-прежнему, как и в 2007 году, очень привлекательный сегмент. В этом сегменте развивают свои варианты лидеры пивного рынка - «Балтика» (большое количество региональных брендов - Самара Живое, Дон Живое, Дальний Восток Живое и др.), EFES (Старый мельник из бочонка, Белый Медведь) и другие. За период с июля 2007 по июль 2008 доля этого сегмента выросла до 2% от общего объема продаж пива в натуральном выражении.

По данным «Nielsen Россия» только с июля 2007 года по июль 2008 произошло более 350 запусков новых SKU. Это очень много, но если посмотреть, сколько SKU реально стоит на полке, то сейчас их 118, год назад их было 116. С одной стороны разнообразие полки по-прежнему растет, но растет оно медленнее, чем в прошлом году. Еще один важный тренд: сокращение количества представленных SKU и в сегменте супер- и гипермаркетов, - вероятно, вследствие взвешенной ассортиментной политики сетей.

Из новых запусков, лишь 30 SKU сумели завоевать сколь-нибудь существенную долю. На них приходится более 80% от общего объема продаж всех новинок в деньгах. Наиболее успешными оказались варианты в литровых алюминиевых банках.

Среди лидирующих на рынке марок на рынке тарированного пива следует назвать «Балтика», «Клинское», «Толстяк», «Арсенальное», «Охота». Вместе эти марки контролируют примерно 36,6 % российского рынка.

На сегодняшний день шесть крупнейших операторов отрасли контролируют около 90% рынка (Балтика - 37,6%, Сан Инбев - 18,9%, Хайникен - 13,3%, Эфес -9,4%, Саб Миллер - 6,1%, Очаково - 4,2%) и, по мнению аналитиков «Nielsen Россия», в среднесрочной перспективе 2-3 лет существенных изменений здесь не произойдет, уровень консолидации будет только расти. Так, слияния и поглощения в секторе все еще вполне возможны. Во-первых, в России еще остались достаточно привлекательные региональные активы, контролирующие заметную долю местных рынков. Во-вторых, не исключаются возможные сделок и среди лидеров рынка.

http://gorod.samara24.ru/