10.09.2008 | Служба новостей Росфирм

Обзор: Логистические операторы

Самарский рынок транспортно-логистических услуг переживает этап активного роста. За последние полгода объем грузоперевозок увеличился примерно на 7%. Однако, по мнению участников рынка, объемы роста могли быть и более значительными. Среди факторов, тормозящих развитие данного сегмента рынка, эксперты отмечают недостаточное использование возможностей транзита через Самарскую область, а также невысокие темпы развития дорожной сети.

эксперты
Сергей Антонов
директор самарского филиала ООО «Логитек»
Максим Григорьев
региональный директор самарского филиала ЗАО «Русская логистическая служба» (РЛС)
Александр Зиновьев
заместитель генерального директора ОАО «Средневолжская Логистическая Компания»
Михаил Зубков
директор ООО «СамараИнтерЭкспедиция»
Евгения Коротина
директор отдела логистики ООО «СамараАВТОтерминал»
Алексей Миноров
руководитель отдела маркетинга и продаж транспортно-экспедиционной компании «СЭТСЕРВИС»
Георгий Овсянников
директор филиала DHL Express в Самаре и Тольятти

Почему экспедиторские компании отказываются от собственного транспорта?
Кто отдает складскую логистику на аутсорсинг?
Сможет ли Самара стать транспортным центром России?

Сегодня в Самарском регионе наблюдается относительно устойчивый рост промышленного производства и других отраслей экономики. Соответственно, активно развивается и логистический бизнес. На рынок грузоперевозок выходит все большее число как федеральных, так и местных операторов. К тому же эта сфера деятельности не требует лицензирования, за исключением хранения и перевозки особо опасных грузов и почтовых сообщений, и цена «входного билета» на транспортный рынок незначительна.

Развитие рынка грузоперевозок определяют федералы

Большинство опрошенных «ДК» экспертов говорит о 40-50 экспедиторских фирмах, которые могут определять основные тенденции транспортного рынка. По мнению руководителя отдела маркетинга и продаж транспортно-экспедиционной компании «СЭТСЕРВИС» Алексея минорова, всех автогрузоперевозчиков можно классифицировать по следующей схеме-пирамиде: в ее основе - перевозчики-собственники транспортных средств, их большинство. Это могут быть физические лица, владеющие средне- или крупнотоннажным грузовым транспортом, или автотранспортные предприятия (АТП). Второй элемент пирамиды - многочисленные экспедиторские компании-посредники между грузоотправителями и перевозчиками. Директор отдела логистики ООО «СамараАВТОтерминал» Евгения Коротина объясняет: «Мы оказываем услуги транспортной экспедиции. Иными словами, являемся связующим звеном между грузовладельцами (заказчиками) и владельцами транспорта (исполнителями), получая при этом вознаграждение». Компании такого рода могут одновременно как оказывать посреднические услуги, так и, имея автотранспорт в собственности, проводить перевозку своими силами. Наконец, на вершине пирамиды находятся филиалы крупных федеральных и международных экспедиторских компаний, которые могут предоставить более качественный сервис и широкий набор дополнительных услуг по сравнению с местными операторами.

В сегменте перевозки составных грузов в Самаре ведущее место занимают федеральные компании: «Русская логистическая служба», «Первая экспедиционная компания», «Грузовозофф», «Доставкин», «Автотрейдинг» и ряд других.

В сегменте экспресс-доставки грузов и корреспонденции ведущую роль традиционно играют филиалы международных операторов - DHL Express, UPS, TNT, Pony Express и FedEx. Компании, которые занимаются экспресс-доставкой грузов, участники рынка выделяют в самостоятельный сегмент, где действуют сжатые сроки доставки, а также возможность доставки грузов к определенному времени или дню. Такие услуги на несколько процентов дороже обычной грузоперевозки.

Как считает директор филиала DHL Express в Самаре и Тольятти Георгий Овсянников, особенность развития индустрии экспресс-доставки заключается в том, что этот сегмент растет вместе с деловой активностью как на международном, так и на локальном рынке. В России эта тенденция прослеживается достаточно четко. Например, рост бизнеса в текущем году по сравнению с предыдущим составил в среднем 30-35%. Один из лидеров в этом сегменте рынка в Самаре, по оценкам экспертов, - компания DHL. Георгий Овсянников сообщил, что одним из приоритетов развития DHL является открытие новых филиалов, которые будут расположены в шаговой доступности от центров деловой активности в различных городах.

По мнению экспертов, на самарском логистическом рынке наблюдается довольно жесткая конкуренция. «Отправить груз в любую точку страны и мира из Самары не проблема, - рассуждает директор самарского филиала ООО «Логитек» Сергей Антонов. - Как правило, у любого менеджера, отвечающего на том или ином предприятии за логистику, под рукой всегда есть множество прайсов от транспортно-экспедиторских фирм. Сервис, стоимость работ и сроки доставки большинства из них соотносимы друг с другом».

По информации областного министерства экономического развития, инвестиций и торговли, за первое полугодие текущего года компании транспортного комплекса региона перевезли 17,8 млн т груза (без учета трубопроводного транспорта). При этом грузооборот транспортных предприятий вырос практически на 7% по сравнению с первой половиной прошлого года. До 40% всех перевозимых грузов приходится на железнодорожное сообщение. По объему перевозимых грузов Куйбышевская железная дорога занимает четвертое место среди 17 железных дорог России, а грузовая станция Самара входит в число самых крупных.

На рынке транспортной логистики транспорта больше, чем грузов

Высокую конкуренцию среди самарских транспортно-логистических компаний эксперты объясняют не только динамичным развитием отрасли, но и относительно низким порогом вхождения на этот рынок. Чтобы открыть небольшую экспедиторскую фирму, необходимо инвестировать средства только в аренду офиса и небольшого склада. По признанию одного из участников рынка, например, для компании, которая будет заниматься экспресс-доставкой мелкого груза и корреспонденции, вполне достаточно склада, не превышающего в размерах 100-130 кв. м. В среднем, по оценкам экспертов, годовой оборот «раскрученной» экспедиторской компании с устоявшимся пулом клиентов может достигать от 1 до 1,3 млн руб., в неделю такая фирма будет отправлять порядка 130 т груза.

Сергей Антонов отмечает, что сегодня предложение собственников транспорта намного превосходит спрос на их услуги со стороны экспедиторов. «Машину найти можно всегда, - говорит эксперт. - Основная сложность - заполнить ее грузом». Как правило, большинство участников рынка, у которых нет собственного автопарка и постоянных партнеров-перевозчиков, активно используют в своей работе возможности сети интернет. На специальных сайтах размещается вся информация о свободных машинах, которые могут отправиться в тот или иной регион из Самары или через нее, о количестве свободных мест и возможностях догруза. При этом рентабельность работы самой машины невысока и, по оценке Алексея Минорова, находится на уровне чуть больше 4%. Г-н Миноров приводит следующие данные: тариф на отправку 20-тонной фуры в Москву будет ниже, чем тариф на отправку такого же груза, но следующего из Москвы в Самару. Это объясняется неравномерностью грузопотока: из Самары в столицу грузов отправляется меньше, следовательно, и тариф будет ниже. Например, отправка 15 т груза в Москву будет стоить компании с учетом всех накладных расходов примерно 10 тыс. руб., а из Москвы в Самару - уже 40 тыс. руб.

Экспедиционные компании отказываются от собственного транспорта

Водитель-частник может заключить договор на оказание услуг с экспедиторской фирмой и после выполнения работ получить оплату «налом». По словам Алексея Минорова, именно такая схема работы сейчас популярна, и на рынке наблюдается постепенное сокращение количества крупных АТП и сосредоточение грузовой техники в собственности частных лиц или индивидуальных предпринимателей. Но здесь есть и своя ахиллесова пята, в частности, г-н Миноров замечает, что в последние годы государство сильно регламентировало и ужесточило налоговую политику, а соответствующие органы строго следят за перемещением наличных денег. «Постепенно роль «частников» на рынке грузоперевозок будет снижаться. Останутся только те перевозчики, которым удалось правильно организовать свою работу и доказать свою надежность и ответственность. Для этого многие «частники» уходят от «кустарщины», объединяясь в производственные кооперативы», - констатирует эксперт.

Экспедиторским компаниям невыгодно держать собственный парк техники. «В свое время мы провели расчеты и поняли: при существующих объемах и условиях работы, чтобы техника приносила доход, для полноценной работы нашей компании необходимо минимум 20 машин, - поясняет Евгения Коротина. - Иначе почти вся прибыль предприятия будет уходить на их содержание, что просто невыгодно».

Региональный директор самарского филиала ЗАО «Русская логистическая служба» (РЛС) Максим Григорьев рассказывает: «Наша компания присутствует на рынке уже более 12 лет, и опыт показывает, что отсутствие собственного подвижного состава не влияет на успех работы. Самостоятельно, силами лишь собственного транспорта, обеспечить существующий объем на рынке перевозок не в состоянии ни одна компания-перевозчик. На данный момент в Самаре РЛС имеет портфель свыше одной тысячи договоров на перевозки с различными контрагентами - транспортными и экспедиторскими компаниями».

Однако Алексей Миноров считает, что наличие транспорта в собственности может быть дополнительным конкурентным преимуществом для экспедиторских компаний. «Например, у нас есть свой небольшой парк техники. Это позволяет нам быть несколько независимыми в отношениях с перевозчиками, - размышляет эксперт. - В частности, мы можем перевозить какие-то нестандартные по габаритам грузы или не искать машину, если необходимо отправить груз в какой-нибудь отдаленный регион». При этом г-н Миноров соглашается с мнением, что при существующем росте и развитии рынка те предприятия, у которых есть свой собственный автопарк, значительную часть своих перевозок все же осуществляют, прибегая к помощи сторонних транспортных компаний.

Самара станет логистическим центром

Абсолютно все участники рынка грузоперевозок делают акцент на выгодном экономико-географическом положении Самарской области, что позволяет оценивать регион как один из наиболее значимых транспортных узлов в РФ.

«Логистический рынок тесно связан с уровнем производства и ростом доходов населения. При возрастании розничного товарооборота будет и увеличиваться объем грузоперевозок», - уверен директор ООО «СамараИнтерЭкспедиция» Михаил Зубков. Эксперт прогнозирует рост рынка грузоперевозок в среднем на 10-14% год.

По мнению игроков, со временем в Самару может прийти еще несколько крупных международных операторов. Это приведет к тому, что под напором федеральных сетей небольшие местные логистические компании постепенно уйдут с рынка.

Заместитель генерального директора ОАО «Средневолжская Логистическая Компания» Александр зиновьев приводит данные о том, что уже в ближайшее время в связи с развитием потребительского рынка и ростом объемов производства в Самарской области обострится проблема нехватки складских помещений высокого класса. Это уже происходит - например, в июне текущего года в Самаре открылся филиал и склад ГК «Кинетика». В компании отметили, что решение об открытии филиала в этом городе было принято исходя из потребностей клиента: «В Самаре наш клиент - крупный производитель продукции рынка FMCG - компания InBev, с которой мы сотрудничаем с 2004 г. Поэтому мы пошли навстречу пожеланиям клиента и построили складское помещение в соответствии с его требованием».

Несмотря на рост грузооборота в регионе, эксперты выделяют несколько факторов, препятствующих развитию комплексного рынка логистики в Самарской области. В частности, отмечаются неразвитость сети территориальных дорог общего пользования, изношенность транспорта, слабое распространение современных технологий по перевозке и обработке грузов и, как общее следствие, использование не в полной мере уникального транзитного потенциала региона. Снизить влияние этих факторов собираются областные власти. В министерстве экономического развития, инвестиций и торговли сообщили, что «Стратегия социально-экономического развития Самарской области до 2020 г.» предусматривает развитие самарского транспортного узла как одного из основных центров на территории России по консолидации и переработке внутренних и экспортно-импортных грузопотоков евроазиатских направлений в системе международных транспортных коридоров «Север-Юг» и «Запад-Восток». На развитие транспортной системы Самарская область планирует направить в 2008-2010 гг. более 1 млрд руб.

детали
Складские операторы еще только набирают обороты
Что касается рынка складской логистики, то здесь, по мнению экспертов, ситуация не столь оптимистичная. Как отмечает заместитель генерального директора ОАО «Средневолжская Логистическая Компания» Александр Зиновьев, сегодня в городе явно ощущается дефицит качественных складских комплексов. «Рынок складской недвижимости в Самаре и области развит не до конца. Есть еще огромное поле для деятельности», - говорит эксперт. В качестве доказательства он приводит следующий аргумент: в странах Западной Европы на тысячу человек населения приходится 500-600 кв. м складских помещений, а в России, в том числе и в Самаре, - только 50 кв. м. «Активная экспансия в регион всевозможных федеральных и зарубежных ритейлеров повлекла за собой острый дефицит складских помещений», - поясняет г-н Зиновьев.
Но есть и другая точка зрения. В частности, региональный директор самарского филиала ЗАО «РЛС» Максим Григорьев замечает, что уровень развития складской недвижимости в городе находится на приемлемом уровне по сравнению с другими регионами РФ. «Существующие складские помещения вполне способны удовлетворить запросы клиентов», - говорит эксперт. Сегодня на складские комплексы классов В и С приходится приблизительно 800 тыс. кв. м. К самым крупным игрокам самарского рынка складской логистики эксперты относят «Средневолжскую Логистическую Компанию» (СЛК), «Русскую логистическую службу» (РЛС), «Виктор и Ко Мегакомплекс на Московском», ГК «Выбор».
Логистические операторы отмечают, что прежде всего их услугами пользуются федеральные сети бытовой техники и электроники, а также компании, работающие в сегменте FMCG.

Максим Григорьев: «Отсутствие собственного подвижного состава не влияет на успех работы экспедиторской компании».

Ранжирование по площади складских мощностей компании

Методика

ТОП-лист подготовлен на основании данных, предоставленных самими компаниями. Если компания отказывается предоставить данные, то «ДК» оставляет за собой право использовать информацию из открытых источников.
Логистические операторы: склады

 

№  Название, адрес, телефон, e‑mail, сайт  Площадь складских мощностей компании, кв. м  Общая площадь складского комплекса в собственности компании на 01.08.2008 г., кв. м  Площадь складских помещений в долгосрочной аренде на 01.08.2008 г., кв. м  Максимально возможная загрузка склада, т  Кол‑во клиентов в Самаре и Сам. обл. на 01.07. 2008 г.  Структура площадей закрытых складских помещений, тыс. кв. м  Офисные площади, тыс. кв. м  Площадь территории для маневрирования большегрузов, тыс. кв. м  Общее кол­во палетомест, шт.  Нагрузка на 1 палетоместо, кг  Средн. кол‑во палетомест на 1 клиента, шт.  Средний процент загрузки склада за I п/г 2008 г., %  Кол‑во этажей на складе  Высота потолков, м  Макс. возм. нагрузка на 1 кв. м пола, т  Кол‑во уровней хранения  Характеристика подъездных путей  Особенности складских мощностей компании  Класс склада  Год постройки  
Отапливаемые  Неотапливаемые  Особ. темп. режим  
1  Складской комплекс ОАО «Средневолжская Логистическая компания»,
г. Кинель., ул. Промышленная, 13,
тел. 996‑29‑00, факс: 996‑29‑99,
info@svlk.ru, www.svlk.ru  
80 000  80 000  0  77 600  14  80  0  5  6  100  97 000  800  3250  25  1  12  5  6  Автомобильные, ж/д  Сист. кондиционирования, приточно‑вытяж. вентиляция, пожарн. сигнализация, сист. пожаротушения, сист. видео­
наблюдения, КПП, круглосут. охрана, автоном. тепловой узел, антипылев. покрытие, оптоволоконные коммуникации, автоматич. ворота  
А, В  2007  
2  ОАО «Самараоблснаб»,
ул. Товарная, 5, тел. 977‑06‑01,
www.indest.ru, info@indest.tu  
24 000  24 000  0  Н/д  Н/д  18,3  5,7  Н/д  2  Н/д  Н/д  Н/д  Н/д  Н/д  1  2,4­7    Автомобильные, ж/д  Н/д  Н/д  Н/д  
3  Складской комплекс,
ул. Псковская, 32, тел. 977‑06‑01,
www.indest.ru, info@indest.tu  
18 000  18 000  Н/д  Н/д  Н/д  Н/д  Н/д  Н/д  Н/д  Н/д  Н/д  Н/д  Н/д  Н/д  Н/д  Н/д  Н/д  Н/д  Н/д  Н/д  Н/д  Н/д  
4  Складской комплекс «АТЛ»1,
пр. Кирова, 2, стр. 3, тел./факс: 955‑05‑66,
atlsklad2@samtel.ru  
11 000  11 000  Н/д  Н/д  Н/д  10  1  Н/д  0,2  Н/д  Н/д  Н/д  Н/д  Н/д  Н/д  8,5  Н/д  Н/д  Н/д  Сист. безопасности, интернет, телефон  Н/д  2007  
5А  Складской комплекс
«Мегалогистика»,

Московское ш., 27 Б, тел./факс: 372‑40‑90,
office.smr@rls.ru, www.rls.ru  
10 000  0  10 000  15 000  10  10  0  Н/д  1,06  0,6  15 300  1000  600  40  1  12  6  6  Автомобильные, ж/д  Антипылев. покрытие, приточно‑вытяж. вентиляция, пожарн. сигнализация, автоматич. внутристеллажн. сист. пожаротушения, сист. видеонаблюдения, КПП, круглосут. охрана, ЧОП, оптоволоконные коммуникации, автоматич. ворота  А  2007  
5А  Склад «НЛК»,  
Московское ш., 27 Г, тел. 998‑20‑33, www.nlc.ru  
10 000  10 000  0  Н/д  Н/д  10  0  Н/д  Н/д  Н/д  16  800  Н/д  Н/д  Н/д  Н/д  Н/д  Н/д  Н/д  Н/д  Н/д  Н/д  
6  Складской комплекс
ООО «Логика движения»,

ул. Дзержинского, 46, тел. 269‑65‑75,
факс: 269‑65‑96, pavlova@logica‑d.ru,
www.logika‑d.ru  
6900  6900  0  7500  5  5,7  Н/д  Н/д  900  2,7  7500  1000  150  10  1  11  11  5  Автомобильные  Антипылев., полимерн. покрытие, автоном. тепловой узел, сист. кондиционирования, приточно‑вытяж. вентиляция, пожарн. сигнализация, автоматич. сист. пожаротушения, сист. видеонаблюдения, охрана, оптоволоконные коммуникации  А  2008  
  Логистические операторы: перевозчики
Ранжирование по обороту компании в Самаре и Самарской области

 

№  Название, адрес, телефон, факс, e‑mail, сайт  Оборот компании в Самаре и Сам. обл. в I п/г 2008 г., млн руб.  Структура оборота компании в Самаре и Сам. обл. в I п/г 2008 г., млн руб.  Структура оборота компании от грузоперевозок в Самаре и Сам. обл. в I п/г 2008 г., млн руб.  Объем перевозок в I п/г 2008 г., тыс. т  Среднемесячное число перевозок из региона в I п/г 2008 г.  Выручка на 1 автомоб. в I п/г 2008 г., тыс. руб.  Структура перевозок в I п/г 2008 г. по типу груза, %  Структура перевозок в I п/г 2008 г. по направлениям, %  Структура перевозок в I п/г 2008 г.
по видам груза, %  
География присутствия компании, кол‑во офисов  Кол‑во штатных сотрудников в Самаре на 01.08.2008 г.  Город, где находится головной офис компании  Год основания  ФИО
руководителя  
Перевозки  Склад. логист.  Упр. логист.  Доп. услуги  Ж/д  Автомоб.  Другое  Общ. тип.  Опасн.  Негабарит.  Тяжеловесн.  Внутригородск.  Внутрироссийск.  Международн.  Черн. и цвет. металлы  Строит. материалы  Тов. народ. потр.  Сырье  Оборудован.  Продукты питан.  Изд. хим. промышленности  Другое  Самара  Сам. обл.  ПФО  
1  ЗАО «РЛС»,
Московское ш., 27 Б, тел./факс: 372­40­90,
office.smr@rls.ru, www.rls.ru  
163,5  123,3  40,1  0  0,05  30,7  88,8  3,7  131  1000  20,7  100  0  0  0  18  82  0,001  0  0  0  0  1  94  5  0  1  0  1  Н/д  Москва  1997  Григорьев
Максим
Михайлович  
2  ООО «СТС Логистикс самара»,
ул. Волгина, 127 А, тел. 269‑99‑51,
факс: 269‑99‑53, samaragroup@stslogistics.net,
 www.stslogistics.net  
5,8  5,8  0  0  0  Н/д  Н/д  Н/д  3,4  1  65  70  5  15  10  30  60  10  5  30  10  7  30  5  8  5  1  1  Н/д  11  Москва  2007  Хамитова
Маргарита
Александровна  
1 - данные от топ‑листа «Складские комплексы», «ДК» №18 от 1 октября 2007 г. А - компании имеют одинаковый ранжирующий показатель. Расположены в алфавитном порядке Н/д - компания не предоставила данные.

http://dkvartal-samara.ru/